Тупкараган - колыбель истории Мангистау

Мыс Тупкараган - это колодец времен, конгломерат культур. Армяне, украинцы, поляки, казахи, туркмены, немцы приезжают в Тупкараган с одинаковым чувством почтения к святыням, хранящим память об их предках, когда-то живших на мысе Тупкараган.
Летописи средневековых арабских ученых 8-12 веков утверждают, что в этом месте располагался древний город. Многие века Тупкараган служил форпостом морского судоходства Восточного Каспия.
Так уж сложилось, что Тупкараган является колыбелью многих исторических вех Мангистау. Великий исследователь Александр Бекович-Черкасский считал Караган самым удобным местом для основания первой крепости Восточного Прикаспия.Именно здесь два года спустя после изобретения радио, в 1909 году,впервые в Казахстане и Средней Азии, была установлена радиостанция.

До раскопок остатки сооружений выглядели как невысокие курганы диаметром 16-18м с каменно - грунтовой насыпью, в которой просматривались отдельныеэлементы архитектурных конструкций. Тщательный fанализ отсатков обнаруженных фундаментов построек и предыдущий опыт полевых изысканий позволил археологам достаточно точно определить их внешний облик. В основу сооружений была положена высокая купольная конструкция, для устойчивости обнесенная по периметру каменной стеной с грунтово-каменным заполнением. Высота подворной стены достигала 2-2,5м при диаметре 10-12м и высоте купола не менее 4-5м. ПО внешнему виду оно напоминало круглый в плане мавзолей с высоким куполом. Внутренние помещения имели различную планировку : в форме круга, креста  и квадрата.

      Исследователи проследили 2 архетиктурные традиции . В первом случае вход во внутренее помещение устраивался с поверхности стены в виде вертикального колодца с боковым лазом, а внешние стены возводились из тщательно обработанных и подогнанных друг к другу каменных плит (Тубежик 1 и 2), во втором - имелся входной коридор, кладки внешней стены устраивались из необработанных плит (Мерестай 2). Эти особенности объясняются как разными хронологическими рамками, так измененниями религиозных верований.

 

Для данной достопримечательности нет виртуального тура

Комментарии

Комментариев нет


Отправить