Музей Абая

 К 100-летнему юбилею Абая зимовка поэта Жидебай стала функционировать как Дом-музей. В преддверье 125-летнего юбилея поэта в 1970 году музей был реконструирован. Архитектурный облик здания сохранил свой первоначальный вид. В пяти комнатах и трех залах музея представлены вещевые материалы, переданные родственниками и друзьями Абая. Среди них – книги на арабском, персидском, турецком, русском языках, фотодокументы тех лет, трехструнная домбра Абая, предметы быта и т.д. Экспонаты, представляющие большой этнографический интерес, знакомят посетителя с эпохой Абая. Здесь же фотографии ссыльных друзей Абая – Михаэлиса, Гросса, Долгополова, Лобановского.
ИСТОРИЯ ДОМА-МУЗЕЯ.
Дом-музей в Семипалатинске был открыт в 1940 г. История этого двухэтажного особняка такова. Известно, что Абай, помимо напряженной творческой работы, занимался общественными делами, просветительством и благотворительностью. Он следил за тем, чтобы дети его близких стремились к знаниям, учились в городе и всячески помогал им. Анияр Молдабайулы – один из тех, кому помог Абай. По настоянию Абая Анияр учился в России и, получив свидетельство адвоката, вернулся на родину, в Семипалатинск.
Построенный в последней четверти прошлого века двухэтажный особняк, в котором проживал Анияр Молдабайулы, сохранился до наших дней. В нем, приезжая в Семипалатинск, часто останавливался великий поэт.
Известный в городе особняк имел все основания стать мемориальным музеем Абая. Не случайно в 1940 году выбор в качестве объекта для создания музея остановился на этом доме. Первым его директором стал молодой талантливый литератор Каюм Мухамедханов.
В течение последних пятидесяти пяти лет дом-музей находился под охраной государства. Местоположение дома сохранило свой старый, почти первозданный облик. Музей окружают постройки столетней давности. Этот уголок сохранил память о живом поэте.
Со временем назрела необходимость подыскать для музея более вместительное помещение. В результате музей был переведен в дом, некогда принадлежавший русским купцам братьям Ершовым, переселившимся на берега Иртыша с Урала. По некоторым сведениям, Абай время от времени останавливался в этом доме и встречался здесь с сосланными в Сибирь. В начале семидесятых музей Абая переселился в бывший дом братьев Ершовых.
В канун 150-летия Абая было решено внести коррективы в общий облик местоположения музея. Само здание музея было оставлено в былом его виде, но было объединено в единый архитектурный ансамбль со зданием администрации (старинный двухэтажный особняк) и мечетью с медресе Ахмета Ризы, где учился в свое время Абай.
В медресе Ахмета Ризы Абай учился в 1854-1859 гг. Теперь здесь воспроизведен дух мусульманских духовных училищ Востока. Здесь можно увидеть древнейшие книги и рукописи на арабском, фарси, чагатайском, турецком и татарском языках.
Ныне это – Государственный историко-культурный и литературно-мемориальный музей Абая в Семипалатинске.
ОБЗОР ЭКСПОЗИЦИИ
Прямо у входа в музей посетителей встречает скульптура Абая. Аккуратный, собранный, он смотрит на огромный мир чисто, открыто и удивленно. Таким изобразил его в 1987 году московский скульптор Дмитрий Элбакидзе.
Первые три зала отведены экспозиции “АБАЙ И ЕГО ВРЕМЯ”, дающей наглядное представление об эпохе Абая, социальном, общественном, хозяйственном положении в степи, административном и политическом устройстве казахского общества второй половины XIX-начала ХХ вв.
Играя значительную роль в экономическом, общественно-культурном отношении, в контактах с Россией и другими странами и регионами, пыльный, захолустный город Семипалатинск не стоял на отшибе цивилизации. Разумеется, это обстоятельство способствовало развитию мировоззренческих взглядов Абая. Это отразилось и на его деятельности в Областном Статистическом Комитете и в Обществе попечения о начальном образовании в Семипалатинске.
В этих залах находятся сведения о друзьях Абая, высланных в Семипалатинск, - Е.П. Михаэлесе, Н.И. Долгополове, С.С. Гроссе, П.Д. Лобановском и др. Здесь же можно увидеть портрет Абая, выполненный карандашом в 1887 году Лобановским. Некоторые экспонаты (их было более шестидесяти) переданы непосредственно Абаем Семипалатинскому этнографическому музею. Здесь же представлены документы, свидетельствующие об административной деятельности Абая и его отца Кунанбая, крупного волостного управителя.
Вторая часть экспозиции посвящена источникам, послужившим основой творчества поэта. Это – устное народное творчество, безбрежное как казахская степь, вдохновенное искусство акынов, сказителей прошлого, мир образного казахского речевого строя. На творчество поэта повлияли и русская классическая литература, и западноевропейская, и литература народов Востока. Здесь же - произведения Абая на разных языках мира, графика и живопись Е. Сидоркина, И. Исабаева и др.
При жизни Абая только два стихотворения его увидели свет – “Лето” и “Вот я стал волостным”. Один зал музея полностью отведен этим произведениям. Огромная красочная панорама живописно изображает пышный, праздничный эпизод кочевой жизни – летовку. В ее середине – шестистворчатая юрта. У горного увала пасутся кобылицы, вдоль речки разбрелись овцы и козы. Привычные картины кочевого аула, расположившегося на жайляу – летовке.
“ВРЕМЕНА ГОДА” – так тематически обозначен шестой экспозиционный зал. Речь здесь идет о четырех знаменитых стихотворениях Абая, в которых красочно описаны времена года. В центральном зале на восьми мониторах посетители могут посмотреть восьмиминутный фильм о временах года.
Следующая экспозиция – “АБАЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ” и “ДУХОВНЫЙ ОБЛИК СЕМИПАЛАТИНСКА ВО ВРЕМЕНА АБАЯ”. Здесь предоставляется возможность ознакомиться с предметами быта, представляющими материальную культуру города на стыке веков и свидетельствующими о духовном уровне того времени. Картины, скульптуры, графика Н.И. Крутильникова, А. Кастеева, Е. Сидоркина, Х. Наурызбаева, З. Беговой и др. составляют целую галерею.
Экспозиции “ПОЭТИЧЕСКАЯ ШКОЛА АБАЯ” отведено три просторных зала. Здесь собраны разнообразные документы, портреты, фотографии, произведения учеников, последователей Абая, находившихся при жизни в тесном общении с поэтом. Среди них почетное место занимает многогранное творчество его племянника, исключительно талантливого, высоко одаренного от природы поэта, переводчика, философа, историка, композитора Шакарима Кудайбердиева. Трагическая участь большинства близких и родных поэта, его верных последователей потрясает. Колесо новой власти безжалостно раздавило их жизни и творческие судьбы. Трагедия духа – так можно охарактеризовать полные лишений, тягот и горестного финала жизни незаурядных личностей Кокбая Жанатаева, Асета Найманбиева, Арипа Танибергенова, детей и внуков Абая – Акылбая, Магавьи, Турагула, Аубакира и др.
Значительно обогащен раздел “Абаеведение”. Труды Ахмета Байтурсынова, Алихана Букейханова, Миржакипа Дулатова, Магжана Жумабаева, видных деятелей партии “Алаш”, объявленных в свое время буржуазными националистами и подвергнутых жестоким репрессиям, ныне вновь вернулись к читателям. Большая часть экспозиция этого раздела отведена фундаментальным трудам, исследованиям Мухтара Ауэзова, заложившим научную основу абаеведения.
Заключительная часть экспозиции “АБАЙ И СОВРЕМЕННОСТЬ”. Здесь собраны высказывания выдающихся людей современности – писателей, общественных и государственных деятелей всего мира – об Абае, его значимости и месте в человеческой цивилизации. Собрано немало документов о проведении 150-летнего юбилея Абая в разных странах мира.
http://www.unesco.kz

Государственный историко-культурный и литературно-мемориальный заповедник-музей Абая «Жидебай — Борили»
Семипалатинск. Головная коллекция государственного историко-культурного и литературно-мемориального заповедника-музея Абая «Жидебай — Борили» располагается на обширной территории в центре города включающая: 7 залов расположенных в здании 19 века отличающейся оригинальной архитектурой, 10 залов в новом здании выстроенного в восточном стиле, зданий медресе Ахмета - Ризы и минаретная часть мечети, библиотеки в здании 19 века.
Фонды госзаповедника - музея Абая «Жидебай - Борили» составляют 18 255 единиц хранения.
Вне города в подчинении дирекции функционируют следующие музейно-заповедные отделы:
Дом-музей М. Ауэзова в с. Борили, куда входят:
а) здание дома-музея;
б) мавзолей Омархана и Нуржамал (отец, мать М.О.Ауэзова):
в) могила Акылбая (сына Абая), могила Айгерим - Дильды (жен Абая в 5 км. от с. Борили)
Заповедник-музей «Жидебай» в 6.400 га, который включает:
а) дом-музей Абая (в 8 залах) с приоградной экспозицией;
б) мавзолейный комплекс « Абай - Шакарим», где покоится прах Абая-Оспана (брата Абая), Шакарима ( племянника Абая) - Ахата (сына Шакарима) и Еркежан (жены Абая).
При мавзолейном комплексе функционирует мечеть, являющаяся его неотъемлемой частью.
В зоне мавзолейного комплекса находятся захоронения Кудайберды (брата Абая), Зере ( бабушки Абая), Улжан (матери Абая).
 

Для данной достопримечательности нет виртуального тура

Комментарии

09.03.2011, 13:18
Майра
музей абая в жидебае в плачевном состояний мне было стыдно перед друзьями которых повезла.


Отправить