Геологические объекты Павлодарской области

        На территории области имеются геологические, геоморфологические и гидрологические объекты государственного природно-заповедного фонда, имеющие республиканское и международное значение. Они представляют собой особую экологическую, научную и культурную ценность, и отнесены к категории особо охраняемых природных территорий. К объектам республиканского значения относятся: грот Драверта, грот Кувшин, пещера Аулие, пещера Коныраулие, родник Аулиебулак, родник Телеубулак, ущелье Айманбулак, ущелье Каменных чудес, ущелье Рахай, ущелье Ушсала.

 


Пещера Коныр-Аулие. Название «Коныр-Аулие» идет со времен пророка Ной (Нух), спасителя мира, зверей и птиц. При всемирном потопе, три предсказателя опаздывали в корабль пророка Ноя, там уже не было мест, тогда связав три бревна, они сели на них и привязались к кораблю. Шли они по всемирному течению с севера на юг. Первым наткнулось на камень и оторвалось бревно старшего святого Кулана. Это было в районе горы Кызыл Тау (также называют Аулие-тау). Вторым наткнулось на камень бревно среднего аулие Кырана, к горе Акбет – самой высокой горе. После спада воды, когда начались открываться горы и сопки, бревно третьего святого Коныра приплыло к пещере, где он и обосновался. Поэтому пещера издавна считается святым местом паломничества. Причиной такого поклонения является находящийся в глубине пещеры каменный казан, на дне которого постоянно скапливается вода. Этой воде приписываются свойства избавлять от всех болезней, даже от бесплодия. Во все времена приходили к пещере женщины, верившие, что переночевав там они смогут принести потомство, и это на самом деле исполнялось. С

Сейчас пещера является одним из мест, куда стремятся попасть тысячи туристов. Из нее открывается изумительный вид на заповедную часть Баянаульского национального парка. Подъем к пещере Коныр-Аулие оборудован лестницами длиной 110 метров, через каждые 10-15 метров подъема предусмотрена площадка для отдыха. Общая протяженность пещеры - около 30 м, пещера состоит из двух камер.


Скала Найзатас. Во времена воин и нашествии днем и ночью со скалы Найзатас жители вели наблюдения за похдодами к горам. Тысячи людей и аулов располагались в горных местностях, ища защиту от нашествий и войн. На вершину скалы можно подняться только одним путем. На высоте 700 метров имеется Казан с водой и свообразный пояс. Скала напоминает форму «найзы», поэтому скалу называют Найзатас. Найзатас занесен в эмблему Баянаульского ГНПП как символ непобедимости и непокорности.
Если смотреть на скалу от озера Торайгыр, то она выглядит грузно осевшим на задние ноги мамонтом.


Скала Кемпиртас является одним из наиболее посещаемым туристами объектом. Каждый турист, прибывший на территорию БГНПП, обязательно посещает скалу и любуется тысячелетним творением природы. Уникальность скалы Кемпиртас характеризуется тем, что его создала сама природа силами ветра, солнца и воды, шлифовавших образ сказочной Баба-яги (Кемпиртас). Скала Кемпиртас видна с некоторых возвышенных точек дороги от озера Торайгыр к озеру Жасыбай.


Скала Саймантас. Скалы «Саймантас» являются излюбленным местом отдыхающих здесь туристов. «Долиной каменных чудес» прозвны скалы «Лошадиная голова», «Ожаутас», «Такиятас». Всмотревшись в скалу, приходишь в восторг от схожести с названием. Каменные колонны показывают эволюцию, происхождение человеческого органа, начиная с детского до старческого. Само чудо это создание природы.
Могила Жасыбай батыра (XVIII в.) - одно из памятных мест для казахского народа. Оно напоминает нам об эпохе, запечатленной в истории под названием «Актабан-шубырынды» - «Годы великого бедствия».
В 1741 годy, когда Аблай, глава Среднего жуза, находился в плену у джунгарского владыки Галдан-Церена, джунгары пытались захватить Каркаралинские и Баянаульские степи со стороны Иртыша . Они устраивали частые вылазки и набеги на аулы, угоняли скот, грабили, сжигали жилища мирных казахов. В живописной долине Жамбак Олжабай батыр с племянником Жасыбаем и с другими батырами организовали отряд для отпора врага.


«Писаница», или «писаные камни», - непонятные знаки, рисунки, тотемы. С давних пор наталкивались на них люди в самых разных, порой неожиданных местах. Не умея объяснить их появление и значение, фантазия людей наделяла их магической силой, придавала мистическое значение. Человек старался избегать этих мест. Может быть, поэтому беспощадное время и донесло «писаницы» целыми до наших дней?
На писанинах можно усмотреть 15 фигур; из них 10 - это изображения людей в разных позах, причем три фигуры, несомненно, принадлежит мужчинам. Свод и стены отличаются особой чистотой. Скорее всего, это было что-то вроде капища, предназначенного для хранения предметов культа. Рисунки на своде имели, по-видимому, какое­-то религиозное или магическое значение. Соседние гроты, более обширные и вместительные, могли служить достаточно удобными обиталищами.


Мавзолей Машһур Жусупа Копеева
Когда пишешь или читаешь о Баянауле, вспоминаешь, что люди с давних времен считали это место священным. Между поселениями Карасук и Жанажол есть памятное место - урочи­ще Ескельды, в переводе на русский язык означает "Хозяин пришел". Здесь провел последние три года жизни собиратель истории и фольклора казахского народа, поэт Машһур Жусуп Копеев. Здесь на холме находится его мавзолей. Машһур Жусуп Копеев был разносторонним человеком, знания его - энциклопедичны. Он писал статьи о вреде поджо­гов, о том, как косить траву и сохранять ее, каких коней разво­дить, на каких землях что сеять, как лечить лошадей, как искать воду и т.д. Как общественный деятель он добивается открытия ярмарок; как геолог он советует, где и как рыть колодцы.
Имя Копеева в народе известно не только как имя поэта, фольклориста, историка, этнографа, философа. Обладая даром ясновидения, он при жизни обрел имя святого. Из разных мест люди ездили к нему, чтобы получить его благословение. Столь необычное сочетание в одном человеке замечательных способ­ностей и талантов еще при жизни выдвинуло его в число вели­ких сынов баянаульской земли.


Мавзолей Султанмахмут Торайгырова.
С. Торайгыров родился 8 октября 1893г. В Баянаульском районе, в семье скотовода. Отец, бедный кочевник, был человеком трудолюбивым, знал грамоту, мать умерла, когда будущему поэту был всего год. Он полной чашей испил сиротскую долю, безрадостное детство. Грамоте мальчик научился у отца, затем (1902 - 1967) учился у муллы.
Создатель первых казахских романов - в стихах, прозах, первых философских и социальных поэм и очерков, Торайгыров за свою короткую жизнь сумел занять почетное место в истории национальной культуры. Гражданский лирик по характеру своего таланта, Султанмахмут был достойным преемником и продолжателем демократических традиций Чокана Валиханова, Ыбрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева. По своим философическим взглядам он материалист и воинствующий атеист.
У озера Торайгыр стоит надгробный памятник праправнуку знаменитого бия, поэту-демократу Султанмахмуту Торайгырову. Его именем названо село у озера. На его центральной усадьбе, у школы, труженики совхоза установили бюст славного земляка.

 

Для данной достопримечательности нет виртуального тура

Комментарии

Комментариев нет


Отправить