Государственный Национальный парк Баянаул

          Баянаул – это живописный уголок среди полупустынной степи. Склоны гор и долины поражают изобилием и непохожестью видов растений. Того, кто хоть раз побывал в Баянаульских горах, обязательно вновь потянет сюда, чтобы провести целительный отдых. Пройдя по туристским тропам и познакомившись со старожилами края, Вы расширите познания об этом чудесном и красивейшем уголке Казахстана. 
          Название Баянаульского района часто связывают с именем прекрасной казахской Джульетты, судьба которой послужила истоком создания знаменитой лирической поэмы, которая будет все время, что отведено человечеству для жизни и творчества во вселенной. 21 тысяча квадратных километров территории, названа по имени девушки? Поистине Казахстан кладезь открытий! Другой вариант наименования иной. Прогрессивный гуманист, известный просветитель Ч.Валиханов слово Баянаул /Баян-Ола/ трактовал как Благополучие, Счастливые горы-возвышенности. Здесь микроклимат таков, что в самые что ни на есть свирепые зимы оставляет возможность под их защитой в ложбинке благополучно завершить зимовку скота.

         Первое впечатление от Государственного Национального парка Баянаула — невысокие светлые радостные горы, покрытые низкорослыми зелеными соснами. По межгорью-межхолмью заросли березок, стволики которых трогательно меньше среднерусских берез, словно стать девочки подростка перед зрелой Мадонной. Как-никак, жгучие суховеи, а зимой свирепые и холодные метели дают о себе знать. Берут свое.

          Живет здесь и особая березка. Нигде такой нет, только тут. Никак не дождется своего звездного часа от человека. Селекционера. Березка Майкаин-Масляная. С листьями, покрывающимися особым восковым налетом, помогающим ей преодолеть злые ветры и жару. А вот удастся ли дождаться внимания ученых-селекционеров. С десяток всего штук на весь мир осталось. На весь мир! А ведь есть поселок Майкаин. По той березке назван. Наблюдательны были наши пращуры.

          Наряду с нарядной и вместе скромной красотой березок и осиновые деревца, что по осени словно светятся своими красными кронами. Осинки даже преимущественней по красоте. Их красноватый отсвет удивительной теплотой преобразует все вокруг. А еще черемуха, разные виды шиповника, смородина, заросли малины — естественно без нитратов и прочих пестицидов. И снова сосенки. А какие травы!

          Ну, а гранитные горы-скалы, их красота со своеобразной характерной особенностью вообще мало повторимы. Большинство из них чудесные произведения природы, необычно воздействующие на человека — одни заставляют восхищаться, другие приводят к раздумьям, третьи — в скульптурном обличье которых видится злая кривда — привносят чувство неудовлетворенности, желание многое изменить, поправить. А некоторые скалы-изваяния заставляют улыбнуться: они со спокойным умиротворяющим ладом, юморком. Так бывают потешны и точно передают наши людские слабости, так чудно-смешны... Над всем этим потрудились и ветер, и вода, и жара - морозы, и бури, и солнце. И, разумеется, время. Но вот что удивительно и крайне важно: все это проявляется через человека, через его разум. Но возвращается ли к нему обратно с такой же степенью, как они щедры к нам? Почерпнутое вдохновение из природы? И в творческих кинолентах, и в художественных произведениях, и в скульптурах мастеров? Неиссякаемый источник творчества! Не упускаем ли мы эту, может быть наиболее существенную деталь природы, когда говорим о ее значении для человечества, забывая об обратном, явно недостаточном воздействии творений Хомо на окружающее нас.

          От Алексеевки Павлодарской области до районного центра Баянаул всего 50 километров. Дорога хорошая, хотя и грунтовая. Буквально через час или того меньше вы у цели. И если ваш путь от районного центра, то чтобы иметь четкое представление о том регионе достаточно маршрут построить так: Баянаул — Малайка — озеро Торайгыр — гора Серке-Котарген-Тас — озеро Джасыбай. На этом отрезке Баянаульского района достаточно всего: и нагромождение камней, называемое верблюдом, и скалы Когаршин, и Мыстан-Кемпир, и Найзатас. Не хочется их перевода в одном слове. Неуместно. Дело в том, что только тогда чувствуешь по настоящему местность, когда поймешь глубину, романтику слова названия, которое невозможно передать дословно. Вот, скажем, Когаршин. Голубь. Вот и весь перевод. А на самом деле... Думается, что прочувствовать всю настоящую прелесть района, его потенциальные перспективы можно лишь непосредственно на месте, вникнув в глубокий смысл и наименований, и всего окружающего.

          Думается, нет человека, который без волнения увидел наскальные изображения, выбитые линии которых — когда-то было! — наблюдают тысячелетия. Волнует скребок, отполированный руками человека каменного века до маслянистого блеска. Скребок с удобством. Не просто заостренная пластинка, а лопаточкой, за вертикальный выступ которой так удобно держать! И вы чувствуете, взяв его, как чем-то путь палеоантропа и ваши через тысячелетия пересеклись. И чем больше вникаешь, всматриваешься в работу палеолитического мастера: то ли в найденный на скалистом откосе родника коричневатый скребочек, то ли в другое какое-нибудь изделие, то все более кажется, что они не так отдалены от нас по времени. Что они рядом. И они о чем-то взывают к нам. / Вот вмятинка, кажется для детского пальчика? Но отполирован и значит длительно использовался, значит не для игры-забавы и тот мальчик раб-пленник? Вернее всего так и есть... Прочесть бы те следы жизни... /

          Здесь известный крупный исследователь П.Драверт открыл не только наскальные рисунки, но и описал ряд менгиров. Древнейших памятников, представляющих из себя вертикально поставленные столбы из камня. Оказывается далеко не только Скандинавия, Англия и Африка имеют и гордятся такими таинственными сокровищами. Сколько их по нашему славному Казахстану! Однако популяризация этих священных ценностей, работы отдельных энтузиастов еще далеки до достаточной поддержки и в этом немалая толика той неосведомленности. И не только менгиры и наскальные рисунки оставлены палеолитическим человеком в Баянаульском национальном парке, но и дольмены — древнейшие захоронения, сложенные из огромных глыб плитообразной формы.

          Еще в 1926 году Драверт открыл и описал грот на берегу озера Джасыбай, недалеко от возвышающейся Атбасы. Грот сейчас носит имя исследователя. Описаны и "каменные бабы", которых в том числе и изваяние десятиметровой высоты, уже не найти. Но вот курганов, причем всевозможных форм и времени их возведения можно увидеть множество. Для этого достаточно внимание и самое большее десяток километров пути. А если удача, то и на первом же заметите тот знак торжественного ритуала. Всегда ли печального? Тут постоянно сталкиваешься с ценными археологическими находками. Иногда чувствуешь какую-то связь времен, нашу зависимость от неандертальцев, родство с ними. Ведь что ни говори, прошлое определяет будущее. Не понять настоящего без прошлого. Будущее часто трудно отделить от минувшего и настоящего как сказано выдающимся казахским поэтом А.Сулейменовым. Иваны и Ахмеды, не помнящие родства, мало пригодны для созидания достойной судьбы. Особенно сейчас, когда человечество на перепутье. Крупный философ-мыслитель Н.Рерих настойчиво пропагандировал идею взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. В предложенной им символике-знамени, признанном ООН, круге-кольце, обозначающим вечность, внутри еще три, заштрихованных кружка, означает именно прошлое, настоящее и будущее, повязанное между собою кольцем - вечностью.э

          Историческое время Национального парка уже практически на памяти людей. Частые и жестокие нападения джунгаров, породившие многочисленные былины и легенды о батырах, вставших на борьбу за свободу народа. Особую и наверное основную память ручей сказаний отводит легендарной Баян-Сулу. Она отражена в неоценимом шедевре народной поэмы прекрасной своей раскованностью, ароматом того времени. Легенда является лаконичной энциклопедией того времени. Талантливом соединении в песенном произведении и филосовско-этических проблем, и быта, и просто верований, и даже некоторых мистических атрибутов. В поэме вмещено и красота природы, и людское счастье-юре, и богатство-нищета, и тягостные результаты этого разделения, и сила чувств, и раненные сердца, и коварство-благородство, и жадность-скупость, щедрость, обман-предательство и верность, ненависть и любовь... Верность клятве... Как так удачно и ярко все это могло сложиться?.. И сегодня, когда юрты установлены и длинный день дает шанс на отдых, то в гостях бывают прославленные в степных просторах акыны. Собираются для состязания, рассказывают, поют. Чем красочнее рассказ - кюй, чем больше затронет сердце, тем больше авторитет акына и его почет.  Состязаются в речитативе песенного настроя, красочных пересказах истории. Иногда до утренней зари: не официальный концерт, который в 11 тридцать надлежит завершить. Один выступает с одним стихом-музыкой, другой с другой трактовкой того же, а третий выдвигает иной вариант. Запоминаются и остаются наиболее сильные, волнующие, что отвечает чувствам большинства, их сокровенному. И так не раз. И не десяток лет!

          Большое наслаждение побродить по горным склонам Баянаула. Отойдя от асфальта на первом десятке метров вступаешь в их стихию. Взбираешься на первые скальные уступы. Заходишь за нависающие козырьком гранитные шапки. Точь в точь грузинско-азербайджанская кепка. А рядом, если чуть, как по ступеням по блинам гранита подняться левее, открывается веселый изгиб брови и очертания тронутой улыбкой губы. Еще поворот, еще подъем и вы на чудной площадке с говорливым, спадающим с невысокой скалы ручейком. На самой середине площадки он образовал мини озерцо. Три на четыре шага пятисантиметровой глубины. Озерцо отражает синь неба, и поразительную какой-то особенной густоты зелень. Сочную, яркую!.. Можжевельник! Кызыл арча.
Кызыл арча своим созданным шатром вечнозеленой красы наращивает силу, дает новые поколения подобных себе существ, гордо неся знамя кипарисовых, вечнозеленых, украшая природу, отвоевывая свою нишу обитания. А вместе принося много полезного для человека. Так местные жители успешно применяют его для лечения ревматизма, а если используют для очистки зубов, то не только прекрасно сохраняют их эмаль, намного превосходя телерекламный "орбит без сахара", но и десен. Можжевельник используется для профилактики лечения и ряда других заболеваний. И еще одного: где кызыл арча может быть мумие!

          Совокупность ландшафта и той флоры, и фауны Баянаула в таком счастливом сочетании, что способствует образованию и накоплению того смолоподобного вещества, которое называется таинственно-загадочным мумием. А южнее, к Ташкенту именуется архат-таш, в Забайкалье брагшин, то легендарное средство почти от всех болезней и травм, позволяющее хворым за небольшой срок освободиться от болезней и страданий, наполниться живительной силой.

 

Для данной достопримечательности нет виртуального тура

Комментарии

Комментариев нет


Отправить