город Уральск

 Теке-Яик, Орал-Уральск - старинный город Казахстана является административным центром Западно-Казахстанской области. Расположен он в пределах Прикаспийской впадины на правом берегу р.Жайык-Урал окружен с трех сторон водами Жайыка, Чагана. Общая территория составляет 700 кв.км.
Город не раз переименовывался, казахи называли его "Теке", "Орал", а русские - "Яицкий городок", "Уралъск". Властители различных времен и режимов распоряжалисъ по-своему: в 1775г. имперским рескриптом во имя забвения Пугачевского восстания и деяний его участников "Яицкий городок" был переименован в "Уралъск".
В эпоху античности округа города оказаласъ в зоне расселения древних кочевых племен - исседонов, сармат.
В раннее средневековье через район расположения города пролегал самый короткий торговый путь с Востока на Запад. Народы, племена, проходившие и жившие в округе нынешнего города, оставили после себя различные материальные памятники в виде городищ, каменных баб, колесных следов-дорог, остатков земляных валов, глиняной посуды. Археологические находки последних лет на территории города дают основание полагать, что здесь существовал город, основанный в XIII в., при расцвете Золотой Орды. Основными жителями средневекового города были ногайцы-алшыны - самые ближние предки казахов Младшего Жуза.
Исторический источник свидетелъствует: по просьбе Ормамбета, главы ногаев-алшынов русскими был в 1598г. построен городок-крепостъ против набегов бухарцев, и что әтот городок в последствии был срыт по просьбе того же Ормамбета.
Естъ места в городе, с которыми связаны предания из жизни золотоордынского ногайско-алшынского населения. К таким местам относятся Ханская роща и Баскачкина ростошъ (Баскак - наместник золотоордынского хана - сборщик податей). Ханская роща с давних времен служила местом летних кочевок кипчакских ханов и их летней резиденцией. Это место было особо чтимо, так как тут похоронен мусульманский святой. Собираясъ здесъ по случаю важных событий представители народов тюркского происхождения решали судьбоносные вопросы жизни, мира и братства. В роще происходило коронование казахских ханов. В 1812г. здесь поднят на белой кошме и провозглашен ханом Внутренней Орды султан Бокей, а в 1824г. в честъ его преемника Жангира были произведены торжества по случаю возведения его на ханский престол.
Яицкие казаки переселилисъ с Кирсановского Яра на нынешнее место, при впадении р.Чаган в Урал, около ІбІЗг. Старинная часть возведенного ими города носит название "Курени". Это слово заимствовано от тюрок, что означает ''курие", "кора" - лагерь, ограда, стан. С куренями соседствовала татарская слободка (слово "татары " - собирательное имя монголо-тюркских племен), где была старинная деревянная мечетъ. В 1821г. известный сподвижник хана Жангира торговец Караул кожа Бабажанов в городе на свои средства построил мечеть.
Годами город рос и развивался. С начала 19в. Орал-Уральск принял новый вид: вместо уских, тестных улиц в нем появились широкие, прямые улицы. Начиная со второй половины 19 в. Уральск теряет значение исключительно "столицы " Уральского казачьего войска и становится административным торгово-промышленным и культурным центром всего населения региона, где развивалось образование, открылись музей и библиотеки, театры, печатались газеты и журналы.
В 1920 г. с провозглашением Казахской АССР - Орал-Уральск стал административным центром Западной части Казахстана. Уникален и привлекателен архитектурный облик города. При ознакомлении с архитектурным наследием города мы встречаемся с богатым разнообразием стилевых направлений и декоративных приемов, постройками в духе архитектуры мусульманского Востока. Своеобразный вид городу придает, скорее всего, восточный колорит архитектуры.
Особняком выделяется здание (построенное на средства казахского населения) бывшей русско-казахской ремесленной школы (сейчас в нем расположен областной историко-краеведческий музей). Этот архитектурный памятник относится к мавританскому стилю. Дом купца Карева (где ныне библиотека и филармония), Дом Ванюшина (ныне школа № 38) построен в евро-азиатском стиле.
Бесценным достоянием города являются памятник старины - Михайло-Архангельский собор, а также особняки, расположенные на главном его проспекте.
Бурное развитие градостроительства относится к 70-80 годам XX столетия. Таких колоссальных темпов промышленного, транспортного и жилищного строительства история города не знала, город рос ввысь и вширь. За короткое время каждый третий житель города улучшил свои жилищные условия, за это время было построено 125 торговых предприятий, 30 школ, 3 Дворца культуры, несколько крупных промышленных объектов.
Орал-Уральск стал Западными воротами Казахстана с красивыми домами, магистралъными путями, сохранив почти не тронутыми основные исторические, архитетурные памятники старины, облик города, сложившийся веками.
С приобретением Республикой Казахстан Независимости, Орал-
чистотой, принарядились дома, появились новые памятники, олицетворяющие вековые мечты народа - увековечитъ имена своих славных героев, отдавших жизнь за свободу и Независимостъ. Улицы и площади избавляются от имперской, тоталитарной топонимики. Город уникален, богаты его история, традиции. Особо его географическое положение, здесъ слились Восток и Запад с колоритной культурой этносов.
Орал-Уралъск - студенческий город. Лицеи, колледжи, техникумы, университеты каждый год принимают новых абитуриентов, выпуская высококвалифицированных кадров.
Можно перечислятъ имена выдающихся людей, прославивших г.Орал-Уралъск, - и тех, кто родился в нем, и тех, кто был причастен к истории, культуре города волею судьбы. 
Эпохи тяжкие тиски здесь ощущались как нигде. Восстание угнетенных русских крестьян, при активном участии казахов младшего жуза мощное выступление казахских сарбазов под предводительством великого сына своего народа мудреца Батыра Сырыма в ХVІIIв., политическое пробуждение казахского населения, выразившееся в проведении в 1905 г. в г.Уральске общеказахского съезда, подготовившего почву для создания политической партии "Алаш", духовный и культурный прорыв, у истоков которого стояли выдающиеся деятели Махамбет, Курмангазы, Даулеткерей, Мухит и др. - все это вписано золотыми буквами в историю города на Жайыке.
Горожане гордятся именами тех, кто прославил г.Орал-Уральск. Вольный певец Пушкин город посетил гостем, а потом стал его жильцом, подарив степнякам свои бессмертные стихи. Находясъ в Уральске, Л.Толстой писал: Тоска и равнодушие прошли: чувствую себя приходящим в скифское состояние. Все интересно и ново... стелят ковры, подушки на полу, сажают на них гостей и не выпускают, пока не съешъ барана и не выпьешь кумыс...". Зоркий, памятливый В.Даль, "войдя" глубоко в жизнь казахов, черпал из быта, обычаев их занимательные рассказы. Отсюда писатель В.Короленко, кинув свой взгляд на бескрайнюю степь, задумываясь, сказал: "...Казах чует направление как птица, Казах народ добрый...".
Великий Шолохов свою симпатию выразил словами: "...На Урале я казах...". Патриот Жубан Молдагалиев воспел город поэтически:
Уже не та Жайык-река
И не печальны берега
Уральск не городок, а город.
Ныне мерно плещутся вешние воды Жайыка
Как напевы Великого Курмангазы.
Орал-Уральск во все времена приковывал интересы историков, этнографов, художников, ученых, поэтов, писателей. Кто раз побывал здесь, захочет еще и еще раз приехатъ сюда, чтобы пройтись по улицам, взглянутъ на неповторимый архитектурный ансамбль.
Благодаря созидательной деятельности предков и нынешних поколений, город развивается, притягательно его прошлое и будущее!
Добро пожаловать в наш любимый город!


 

Выберите регион или город:

Бронирование гостиниц

Бронирование

Город Гости
Заезд