Городище Бозок - преданье старины глубокой

Древний город Бозок находился в пяти километрах от Астаны по направлению Астраханской трассы. Городище занимает площадь 30 гектаров. Оно известно по письменным источникам. В путевых записках офицера царской армии, геодезиста И.П. Шангина найдены первые упоминания об этом археологическом памятнике и его местонахождении. Научная экспедиция проходила по р. Ишим в 1816 г.
Раскопки начаты в 1999 г. По их результатам научно доказано, что в 1-й период (8-10 вв.) Бозок являлся городом-крепостью и военной ставкой на трассе Степного шелкового пути. Впоследствии он стал резиденцией кыпчакского правителя, был религиозно-культовым центром и географическим ориентиром в степи для путников и караванов. Дома строились из обожженного кирпича, который производился в городских мастерских. Здесь существовала сложная система водоснабжения и канализации. 2-й период функционирования памятника относится к 13-15 вв., когда развалины города воспринимались как святое сакральное пространство и стали местом захоронения. Археологи нашли погребение женщины, которая не сидела у очага и не готовила мужу еду, а была воительницей, настоящей амазонкой, как говорят историки. Умерла она 800 лет назад.
За годы раскопок собрана богатая коллекция железных стрел, конской сбруи и украшений, которые ныне представлены на выставке.
Исследователи считают, что Бозок являлся предшественником г. Астаны. Это открытие перевернуло все представления об истории нашей столицы, ибо раньше регион считался исключительно центром скотоводческой культуры.
Новая информация и находки позволяют заново оценить уже найденные материалы древнетюркского времени и тем самым существенно обогатить и расширить наши исторические знания.
Как добраться?
Адрес: Акмолинская обл., Целиноградский р-н, с. Акмол (бывш. с. Малиновка). Доехать сюда можно на пригородном автобусе или на такси.
31 мая – День памяти жертв политических репрессий. «Черный» 1937 г. остался лишь одной из дат в памяти потомков. Для живших тогда это время было по-настоящему черным, наполненным болью и страданием. Тысячи людей, не зная своей вины, отправлялись в заключение. Выросла, как раковая опухоль, система специальных лагерей для «врагов народа» – ГУЛАГ.
В Акмолинской области был свой островок могучего архипелага ГУЛАГ. В 30 км от нынешней Астаны, в с. Малиновка, более полувека назад располагался Акмолинский лагерь жен изменников родины. Сокращенно – АЛЖИР. Единственный на территории бывшего СССР, где содержались женщины.
Колючая проволока и сторожевые вышки, горбатые стены сырых саманных бараков – таким запомнили лагерь его бывшие узницы. Те, кто остался жив, порой приезжают сюда, в с. Малиновка, когда-то именовавшееся ИТЛ «Р-17».
О трагедии, длившейся здесь почти двадцать лет, напоминает монумент с красной звездой, разбитой тюремной решеткой. Тополиной Аллеей памяти стала бывшая «дорога слез», вдоль которой алжирки сажали деревья. На братских, а точнее сестринских, могилах, где хоронили умерших заключенных, установлены символические надгробия – женщинам-мусульманкам и христианкам.
Им никогда не предъявляли никаких обвинений, истинных или ложных; да и не было законов, по которым могли их судить. Их приговорили в точности за то, что они были женами своих мужей, сестрами своих братьев, матерями своих сыновей. Их и не судили, а просто «оформляли через Особое совещание»: давали им сроки – от 5 до 8 лет – и отправляли в лагерь, произведя конфискацию имущества и отобрав детей. Кто выжил, кто погиб. Кто вернулся, а кто и вернуться-то не смог в родные места.
Из двух существующих тогда подобных лагерей казахстанский АЛЖИР был крупнейшей женской колонией: вместо трёх тысяч запланированных узниц – двадцать тысяч. Женщин не спасали ни болезнь, ни беременность, ни младенцы на руках.
Двадцать восьмого февраля 1938 г. прибыл первый этап: женщины в домашних тапочках, легких туфлях и модных лодочках шагнули в высокие акмолинские сугробы.
Сторожевые вышки АЛЖИРа охраняли саманные бараки, где жили по 200-300 человек. Ухаживали за скотиной, рубили камыш, работали на огороде, в сороковые шили форму для солдат. Ужасы АЛЖИРа не ограничивались терзающей сердце тревогой за отобранных у них детей, адской работой, зимней стужей и голодом. Умерших зимой женщин не хоронили, их складировали в сараях, а весной рыли общую могилу.
Только надежда на встречу с детьми помогала женщинам не сломаться в АЛЖИРе. Но долгожданная свобода была иллюзорна: даже отбыв срок, бывшие узницы не могли покинуть пределы поселений и должны были оставаться на положении «вольнонаемных» с волчьим паспортом за номером 39, где указывались те 39 городов, в которых его владелица не должна появляться.
Им, ушедшим, уже ничего не нужно. Это нужно нам, нашим детям. Глубокие арыки в Малиновке, что узницы прорыли от озера, уже почти не видны, и уже нет ни одного барака, построенного руками тех женщин. Зато есть маленький зал-музей в Доме культуры, где почти все сделано руками одной женщины – заведующей этим минимузеем, Раисы Рамазановны Жаксыбаевой.
Во всем цивилизованном обществе принято помнить о прошлом, чтобы строить будущее. Казахстан помнит о тысячах репрессированных земляках, прошедших через сталинские лагеря. Помним мы и об их женах и детях, о без вины виноватых...

Бұл көрнекті орын үшін виртуалды саяхат жоқ

Пікірлер

Пікірлер жоқ.


Жіберу