Мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи, XIV век

Виртуальный тур

Мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи, расположенный на юге Казахстана в городе Туркестане, - удивительный комплекс дворцов и храмов, шедевр архитектуры, построенный в период с 1385 по 1405 годов. Мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это грандиозное сооружение было воздвигнуто в честь жившего в XII веке известного на Востоке древнетюркского поэта и проповедника суфизма Ахмета Яссауи. Слово «Яссауи» означает «из Ясы». Так в древности назывался город Туркестан. Весь центр города является исторической и культурной резервацией Азрет - султана. Помимо мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи, мавзолей включает в себя, средневековую баню, хилвет, где жил великий святой, мавзолей внучки Тимура, Рабии Султан Бегим и другие памятники. Среди них чудом сохранился подземный дом для размышлений Кумшик-ата.

Ходжа Ахмет Хазрети Султан Яссауи - основатель суфизма, мыслитель, поэт, проповедник. Ходжа Ахмет Хазрети Султан Яссауи - признанный глава тюркской ветви суфизма, мыслитель, популярный среди местных кочевников поэт-мистик и религиозный проповедник. Отец его, Ибрахим ибн Махмуд, был, как отмечал Ахмет Яссауи в своих 149 хикметах, религиозным, уважаемым, известным шейхом г. Исфиджаб (Сайрам). Ахмет родился в городе Яссы (Туркестан). Когда ему было 7 лет, он лишился отца, после чего мать отдала его на учение Арыстан-бабу.

Становление Ахмета Яссауи как личности происходило в г. Яссы, куда он прибыл в 17 лет после кончины своего учителя. Именно с этого возраста юноша начинает писать стихи на арабском, чагатайском, персидском, тюркском языках. Интересуется поэзией, литературой Востока. Позже он побывал в Бухаре, где проходил ученичество у Юсуфа Хамадани. Приобретя сан знатока суфизма, Ахмет Яссауи возвращается в г. Яссы и продолжает традицию, заложенную Арыстан-бабом. Здесь он основал суфийский орден "Яссауи".

Ахмет Яссауи призывает к аскетизму, отречению от внешнего мира и терпению, поскольку это обеспечит блаженство в загробном мире. Он призывает людей к справедливости, честности, доброте. Благодаря ему тюркский язык был введен в литературный обиход. Народные проповедники, именуемые "баба", распространяли учение Яссауи в Туркестане, Азербайджане, Малой Азии, в районе Волги, Хорасане и т.д.

Яссауи определил русло развития народной струи в новоисламской цивилизации тюркских народов. Он сумел соединить новую религиозную идеологию с массовым сознанием, тенгрианско-шаманистским и зороастрийским. В этом процессе значительную роль сыграло яссауийское движение, которое проповедью справедливости, нравственного, духовного очищения и совершенствования человека нашло отклик в душе тюркского народа. Благодаря Ахмету, суфизм, как философская система, стал играть решающую роль в духовном сознании и мировоззрении тюркских народов. Если до Яссауи тюркские народы молились Тенгри, то после него - стали верить в Аллаха. С помощью суфизма тюркские народы познали восточную философию, философию мировой религии. Его последователем стал сын Арыстан-бабы - Мансур. К нему шло большое количество поклонников и паломников. После 63 лет он до конца жизни прожил в подземелье. Это Яссауи объяснил таким образом: "Достиг возраста пророка, шестидесяти трех лет, для меня этого достаточно, нет необходимости жить сверх срока, отведенного пророком".

Существуют различные данные о продолжительности жизни Ахмета Яссауи. По одним данным, он прожил 73 года, по другим - 85 лет. Ж.Аймаутов, опираясь на текст 149 хикметов Яссауи, считает, что он прожил 125 лет. В этом случае дата его рождения - 1041 г.

Проповедуя идеи суфизма, Ахмет Яссауи сам твердо следовал им, жил в бедности. Нравственный авторитет Ахмета Яссауи был высок как среди населения сырдарьинских степей, так и далеко за их пределами. После смерти Ахмета Яссауи вокруг его имя стало рождать таинчтвенные легенды, могила стала местом паломничества.

История строительства мавзолея

Народные предания рассказывают о большом уважении эмира Тимура к святыне Туркестана. По его указанию более чем два века спустя после смерти Ахмета Яссауи на месте небольшого надмогильного сооружения, очевидно, пришедшего в ветхость, был построен один из выдающихся памятников мирового зодчества, который вошел в список мирового наследия ЮНЕСКО. Официальная история Тимура «Книга побед» («Зафар-наме») связывает закладку здания с событиями конца 1397 года, когда Тимур торжественно совершил зиарат (поклонение) на могиле Ахмета Яссауи. Согласно «Книге побед», именно во время пребывания в городе Ясы Тимур дал указание о создании здесь, на окраине его владений, грандиозного сооружения достойного памяти Ахмета Яссауи. Оно должно было возвеличить Ислам, способствовать его дальнейшему распространению, облегчить правление обширным краем. В XIV в. по указанию эмира Тимура Ахмету Яссауи был возведен архитектурный памятник. По этому поводу есть местная легенда. Когда стали возводить стены мавзолея, сильная буря снесла их. После вторичного возведения история повторилась. После чего во сне Тимуру явился старик, который дал совет возвести сначала мазар Арыстан бабу, как учителю и наставнику Ахмета. Эмир Тимур так и поступил. После этого он приступил к задуманному. О значимости Арыстан бабы свидетельствует обычай, по которому паломники должны были обязательно провести ночь в Отраре у Арыстан бабы, где имелись специальные домики, чайхана, а потом только могли прийти к Ахмету Яссауи. Тимур сам определил основные размеры здания, в частности, диаметр большого купола должен был равняться 30 гязам (единица меры длины, равная 60,6 см). Этим модулем (гязом) определялись размеры всех остальных частей сооружения. В указе Тимура содержались также рекомендации относительно некоторых декоративных деталей здания и его внутреннего убранства. В специальной грамоте (вакуф-наме) перечислялись арыки и земли, отчужденные в пользу памятника. Доходы от этих владений и пожертвования верующих должны были пойти на ремонт здания и содержание штата служителей. Хорошо сохранившаяся надпись над входом в здание гласит: «Это святое место сооружено по велению властелина, любимого аллахом, Эмира Тимура гурагана... – да продлит аллах его повеления на века!» Указания Тимура осуществлялись неукоснительно. По преданиям, когда воздвигали мавзолей, от хумдана (кирпичного завода), находившегося в Сауране, были расставлены рабочие, которые из рук в руки передавали кирпич для строительства.

Мавзолей Ахмета Яссауи является архитектурным комплексом, в котором объединены функции мавзолея, мечети, ханаки (помещения для совершения массовых ритуальных обрядов - казандыка), помещений административного и хозяйственного назначения. В плане он имеет размеры 46,5 х 62,5 м. Внешне симметричный, компактный план включает до 35 помещений, соединенных переходами, лестницами и коридорами, которые отходят от углов казандыка и членят помещение на восемь отсеков-блоков. Деление здания на блоки свидетельствует о стремлении обеспечить их самостоятельную осадку. Разные по весу части сооружения строители опирали на различные по глубине конструкции. Большим разнообразием отличаются сводчатые конструкции. Здесь применены крестовые своды, тромповые, парусные, балочные и консольно-ячеистые подкупольные конструкции. Параллельные арки, соединенные друг с другом полуарочками, конструкции являются зародышем идеи пересекающихся арок, которые получили окончательную разработку в последующие этапы развития архитектуры Средней Азии. Здание сложено из квадратного обожженного кирпича размерами 25х25х5 см и 26х26х6 см. В качестве вяжущего материала использован алебастровый (ганчевый) раствор. Точный выбор конструктивной схемы, высокое качество материала и строительных работ обеспечили зданию прочность и устойчивость на века. Величественная портальная часть памятника с глубокой и широкой арочной нишей и фланкирующими ее пилонами и минаретами. Благодаря значительной высоте (39 м) и большому пролету арки (18 м) она доминирует над основным объемом здания и подчеркивает монументальность его архитектурного облика. Характерный для эпохи Тимура декоративизм в решении парадных частей проявился в оформлении фасадов, которые насыщены геометрической и растительной орнаментацией с широким применением эпиграфики. Особым совершенством пропорций и богатством декора выделяется северный фасад. Трехчетвертные колонны на углах его сравнительно небольшого портала увенчаны лирообразными капителями, облицованными бирюзовой майоликой с растительным орнаментом. Стволы колонн отделаны шестигранными майоликовыми плитами. Их узор, сливаясь, образует непрерывающийся рисунок. Над порталом на высоком барабане возвышается купол кабырханы – усыпальницы Ахмета Яссауи. Плоскости этого и боковых (западного и восточного) фасадов облицованы глазурованными кирпичами, поставленными на ребро. Геометрический орнамент (гири) выложен синими плитками и четко выделяется. Световые проемы, обрамленные тонкими прямоугольными рамками, органично вписываются в композицию фасадов.

Комментарии

Комментариев нет


Отправить