Скала "Ок Жетпес"

Величественная скала Окжетпес (в переводе на русский язык - не долетит стрела). Высота ее не превышает трехсот метров над уровнем моря. Она украшение берега озера Аулиеколь (Борового). По свидетельствам, об этой скале было сложено более шестнадцати легенд и сказаний. При написании своей широкоизвестной поэмы "Кокшетау" поэт, государственный деятель Сакен Сейфуллин обращался к этим живительным источникам народного художественного творчества и придал им особый смысл, особое звучание. Великий поэт казахского народа, мастерски владея словом, сумел точно, талантливо передать суть легенды Окжетпес и она, по-новому озвученная им, стала символом любви и верности, женской чести и достоинства. О скале Окжетпес наиболее известны в народе три легенды.

1...Великую Степь то и дело сотрясали большие и малые набеги монголов, джунгар, калмыков. Враги ее были беспощадны: разоряли аулы, угоняли скот, убивали мужчин и детей, брали в полон женщин и девушек, уводили их в рабство...
Грозный хан Среднего жуза - Абылай нередко наказывал обидчиков, давал им понять, что посягательство на Великую Степь, ее народ не может оставаться безнаказанным. И он мстил особо ретивым, неугомонным, злобным...
Oднажды хан Абылай одержал сокрушительную победу над калмыками и вернулся с большой добычей из похода в родные края. В тени одной из приозерных скал Абылай решил разделить все добытые в сражении трофеи между участниками победного похода. Всем всего досталось сполна. Осталось решить лишь одно -кому отдать плененную юную красавицу калмычку?
Слишком многие из воинов хотели видеть ее своей женой. Но калмычка на каждое предложение отвечала категоричным отказом.
Затянувшийся спор между воинами, претендующими на руку и сердце красавицы -калмычки, озадачил хана Абылая. Чтобы ненароком не обидеть кого-либо из своих доблестных воинов и не неволить в выборе красавицу-калмычку, он предложил ей самой определить достойного.
Красавица-калмычка прислушалась к мудрому совету хана Абылая. Но разрешить спор между разгоряченными джигитами решила по-своему. Она взобралась на вершину скалы, у подножия которой расположились воины, укрепила свой белый платок на ее вершине и сказала:
- Стреляйте, джигиты! Чья стрела долетит до вершины горы, за того я выйду замуж!..
Долго соревновались джигиты, много стрел выпустили из своих луков, но ни одна из них не долетела до вершины скалы, не говоря уже о том, чтобы коснуться своим острым жалом вывешенного белого платка...
 

Разгневался хан Абылай и на своих неумелых воинов и на упрямую калмычку и приказал ей спуститься с вершины каменной скалы...
Но ослушалась грозного хана Абылая красавица-калмычка, поступила вопреки его воле. Она прекрасно понимала, что только на вершине горного утеса она вольна и свободна. Если же вновь спустится в ставку разгневанного, жестокосердечного хана, то лишится последнего, что у нее сейчас есть. В лучшем случае может стать наложницей или женой нелюбимого человека. Ни то, ни другое было ей не по душе. Поэтому она решилась на последний, отчаянный шаг в ее юной жизни - бросилась с вершины горного утеса в воды Голубого залива озера Аулиеколь (Боровое)...
Так погибла юная красавица-калмычка, бросив вызов ханской воле и всем желающим видеть ее своей женой. Девичья честь, достоинство, гордость оказались для нее превыше всего, и она не поступилась ими.
Вполне возможно, что со временем стерлись бы из людской памяти воспоминания о непокорной, своенравной, свободолюбивой красавице-калмычке, если бы не случилось непредвиденного: на месте ее падения на озерной глади Голубого залива появился жумбактас -скала - загадка, или как ее еще очень часто называют, - Сфинкс.
Каждый при взгляде на скалу видит нечто свое. Чаще всего она является взору то усталой, задумчивой старушкой, то молодой, целеустремленной девушкой... Некоторые же связывают облик этой скалы ни с молодой или старой женщиной, а считают ее символом метущейся, беспокойной женской души. И это, если следовать легенде, ближе к сути поступка гордой калмычки, ближе к реальности, к правде жизни. Впрочем, это только догадка, а не утверждение... Если со стороны озера всмотреться на ухо "Слона", вы увидите стоящую во весь рост девушку, держащую в руке платок.
2.. .Давным-давно это было. Жил-был у озера Борового зажиточный бай. Всего у него было сполна. Но превыше всех своих богатств он ценил свою единственную дочь-красавицу. Любил ее, выполняя каждое ее желание. Вопреки существующим обычаям и традициям, он отказывался выдавать ее замуж, какой бы калым ему за нее не предлагали. Желая только счастья единственной дочери, он разрешил ей выбрать в мужья того, кто был всего ближе ее душе и сердцу.
- Моим мужем будет наш батрак-пастух Касым, -заявила она отцу.
- Что ты говоришь? - возмутился бай. - Твоим мужем будет не батрак Касым, а самый сильный, самый смелый, самый ловкий джигит, - сказал он в гневе.
Бай объявил по всем ближним и дальним аулам о своем желании и в назначенный день у скалы собрались лучшие из лучших. Он сказал им:
- Мое условие таково: чья стрела долетит до вершины скалы, за того я выдам свою единственную дочь. Кто будет пытаться, но не выполнит того, о чем я сказал, тому я отрублю голову,..
Попытки джигитов оказались напрасными - ни одна стрела не долетела до вершины скалы, многие сложили свои головы у ее подножия... Тогда дочь опять обратилась к отцу:
- Отец, разреши выстрелить из лука Касыму.
- Ну, раз ему надоело носить голову на плечах, то пусть стреляет, - благосклонно согласился бай.
Касым выстрелил из лука. Но и его стрела не долетела до вершины каменного утеса. Приближенные бая тут же схватили беднягу, скрутили ему руки и уже были готовы отрубить ему голову. Но девушка остановила их, она вновь стала просить отца:
- Отец, - сказала она, - голову Касыма ты всегда успеешь отрубить... Помилосердствуй, позволь Касыму выстрелить еще один раз...
Своенравный бай смирил свою гордыню, уступил желанию любимой дочери.
Пока батрак готовил лук и стрелу, девушка забралась на вершину каменного утеса, и чтобы подбодрить своего возлюбленного, запела его любимую песню. Голос у нее был чудесный. Он, как серебряный колокольчик, звенел, разливался над горами, над озерами, над лесами и это придало сил Касыму, стрела долетела до вершины и упала у ног его любимой.
Отпраздновали богатую свадьбу. После свадьбы Касым спросил у жены:
- Зачем ты забралась на вершину горы?
- Если бы твоя стрела во второй раз не долетела бы до вершины, то отец приказал бы отрубить тебе голову, а мне без тебя не жить, я бы бросилась с вершины и разбилась о камни, - ответила она ему...
Помимо этих двух широкоизвестных в народе легенд, путешественнику И.Т.Словцову удалось записать древнее предание о скале Окжетпес:
...В дальние времена, когда только казахи владели Великой степью, на вершине каменного утеса жил огромный Орел-вещун. Он зорко следил за всем, что происходило в округе. Многим был неугоден этот Орел, он не позволял своенравным и своевольным совершать неблаговидные поступки. Немало было тех, кто пытался подстрелить Орла, но их стрелы не долетали до вершины каменного утеса, где обитала неугодная птица. Находились и те, кто пытался взобраться на вершину утеса, чтобы убить Орла и разорить его гнездо. Но все их многочисленные попытки были тщетны. Спустя годы по степи пронесся слух, что Орел-вещун улетел. Но в памяти народной до сих пор свежо предание о гордой, вольной, вещей птице, которая жила на вершине каменного утеса, до вершины которого не долетит стрела, не всякий путник доберется...
А вот еще одна малоизвестная легенда об Окжетпесе.
До Жекебатыра или позже него, об этом точно сказать никто не может, в одном из мирных аулов Кокшетау родился необыкновенный мальчик. Он был крупным ребенком и с каждым днем он рос все больше и больше. К десяти годам он настолько вытянулся вверх, что стрела, пущенная с земли, долетала только до его груди. Люди стали называть его Окжетпес ом, т.е. "Не долетит стрела". Насколько он был высок ростом, настолько же был наделен недюжинной силой. Поскольку не было такой живности, которая могла его выдержать, он приручил слона.
Казахи всегда терпели набеги врагов. Со всех сторон, с жадностью голодных волков, совершали недрги набеги, опустошая аулы. Но каждый раз на пути врага оказывался Окжетпес. И каждый раз враг терпел сокрушительные поражения, а оставшиеся в живых уходили ни с чем. Однажды все враги казахов объединились и решили, во что бы то ни стало разгромить и разграбить аулы. Врагов было несметное число. Окжетпес несколько дней подряд громил и уничтожал неприятельских воинов. Наконец они дрогнули и пустились наутек.
Говорят, батыры бывают простодушными и доверчивыми. Окжетпес решил, что враг больше не посмеет вернуться и поэтому стоит хорошенько отдохнуть и выспаться. Он искупался в водах Аулиеколя, вошел в лес у подножия Кокшетау и залег в тени деревьев. Враг не дремал. Он следил за действиями Окжетпес а, выследил его и напал на беспечного батыра тысячами воинов. Оставшийся без оружия батыр стал вырывать деревья вокруг и крушить ими врага. (Во время битвы Окжетпес вырвал деревья у соседнего аула и там образовалась поляна. И позже, через много лет, на этой поляне будет отдыхать Абылай-хан и люди назовут лужайку "Поляной Абылай-хана". Но это будет через тысячелетие). Но силы были слишком неравными -безоружный батыр и тысячи врагов, стреляющие по нему из луков, бросающие в него копья и бьющие его секирами, Окжетпес сильно устал. Он понимал, что стоит ему упасть, как на него набросятся, свяжут и будут издеваться. Плен - это позор! Тогда, собрав последние силы, он громогласно крикнул.
- О, Всевышний! Не дай умереть позорной смертью пленника! Преврати меня в камень!
Чтобы не отдать врагу своего слона, он приподнял его вверх и превратился в глыбу. Так и застыл он в камне со своим поднятым слоном.
И так объясняют наши предки происхождение вершины Окжетпес.
 

Для данной достопримечательности нет виртуального тура

Комментарии

Комментариев нет


Отправить