Баянаул - мелодия красоты

     

     У любого народа есть заветные уголки земли, которые составляют часть души каждого человека, живущего на ней.
     По полному праву, таким уголком Павлодарского Прииртышья многие века является Баянаул…За коротким словом для многих видятся озеро…горы…облако, зацепившееся за скалу…сами скалы необыкновенно выразительной формы…ощущение покоя и вечности…вечность, недоступная человеку…
     Слова, сказанные о Баянауле, можно понимать по-разному, однако все знают: о нем можно рассказывать бесконечно. Любой взгляд на его природу, его людей, его историю тотчас меняется, если сделать даже один шаг в сторону.
     Альбом, который у вас в руках, - это калейдоскоп мгновений необыкновенного и неповторимого чуда, родившегося в бескрайней казахской степи, - сокровища Баянаула. Эта фотокнига создана с точки зрения людей, которые в вечности Баянаула увидели движение и жизнь. Каждый из них сделал свой шаг немного в сторону. И вы увидите, возможно, новый, неожиданный и не открытый для себя Баянаул.
     На туриста, искушенного в экзотике дальних поездок, Баянаул сначала не производит особенного впечатления. Представьте: езда по бескрайней степи, которая постепенно холмами и перекатами дороги, затем на горизонте появляется что-то вроде облака… Но уже буквально через полчаса перед вами предстает отдаленная горная система! Конечно, эти горы трудно назвать высокими пиками, но тогда почему у каждого возникает чувство уважения и благоговения по мере приближения к ним?
     Сами древние горы и земля диктуют нам свое понимание мира и смысла жизни. Видимо, поэтому издавна Баянаул считается родником новой мысли, творчества, вдохновения. Никакой уголок Павлодарского Прииртышья не может сравниться по силе некоего магического воздействия на художников и поэтов…
Озера Сабындыколь, Жасыбай, Торайгыр, множество археологических памятников, богатые природные запасы и памятники эпохи палеолита издавна привлекали внимание видных ученых, геологов, этнографов, археологов, поэтов, художников и писателей. В разное время здесь побывали Г.Н Потанин, А. Клодт, Батурин, Д.П.Багаев, Ш.Уалиханов, В.А.Обручев, профессора Томского университета В.В.Сапожников, П.Л.Драверт, И.А.Усов и многие другие.
     Земля Баянаула- родина ученых, писателей, поэтов и общественных деятелей. Их имена известны не только в Павлодарской области: здесь родились знаменитый певец-сказатель Бухар-жырау, композитор и поэт Ж.М.Байжанов, историк-просветитель М.Ж.Копеев, поэт-демократ Султанмахмут Торайгыров, акын и философ Жаяу Мусса.
     Особое место в плеяде ученых Казахстана занимает имя Каныша Имантаевича Сатпаева, геолога, первого Президента Академии наук Казахстана, лауреата Ленинской и Государственной премий СССР.
     Заметный вклад в развитие советской науки внесли академики Ш. Шокин, А.Маргулан, доктора наук А.Бектуров, Е.Бекмаханов, С.Бейсембаев. Широкую известность получили писатели и поэты, черпавшие вдохновение в родных баянаульских местах: Д.Абилев, Х.Бекхожин, З.Шашкин, К.Исабаев, кинорежиссер и актер- народный артист СССР Ш.Айманов и другие.
     Когда пишешь или читаешь о Баянауле – вспоминаешь, что люди с давних времен считали это место священным. Между поселениями Карасук и Жанажол есть памятное место – урочище Ескельды, в переводе на русский язык – “Хозяин пришел”. Здесь провел последние три года жизни собиратель истории и фольклора казахского народа, поэт Машхур Жусуп Копеев. Здесь на холме находится его мавзолей.
     Машхур Жусуп Копеев был разносторонним человеком. Знания его- энциклопедичны. Он писал статьи о вреде поджогов; о том, как косить траву, сохранять ее; каких коней разводить; на каких землях что сеять; как лечить лошадей; как искать воду и т.д. Как общественный деятель он добивается открытия ярмарок; как геолог он советует, где и как рыть колодцы.
     Имя Копеева в народе известно не только как имя поэта, фольклориста, историка, этнографа, философа. Он при жизни обрел имя святого, обладая даром ясновидения. Из разных мест люди ездили к нему, чтобы получить его благословение. Столь необычное сочетание в одном человеке замечательных способностей и талантов еще при жизни выдвинуло его в число великих сынов баянаульской земли.
     А когда неожиданно высвечивается контур гитары на берегу такого спокойного и доброго озера как Жасыбай – горы “Баяна” преображаются.
    Фестиваль туристической песни “Иртышский меридиан” недаром выбрал именно это место проведением своих творческих встреч, которые совершенно преображают ландшафт Баянаула и вносят в его древность омоложение. После туристских соревнований у костров звучат старые и новые песни, объединяя людей, а вокруг царитвечная природа, дарующая людям вдохновение. Никогда горы Баянаула не станут старыми, потому что именно на древности возрастает новое. Люди поют о вечном - Жасыбай их понимает…
     Для туристов разработаны несколько десятков маршрутов: “Природа – великий скульптор”, “Исторические места”, “Памятники археологии”,”Священные места” и другие, позволяющие ознакомиться с самыми разными достопримечательностями.
     На берегах озера ныне расположены десятки домов отдыха, лагеря – здравницы для детей, профилактории для шахтеров Екибастуза. Свои зоны отдыха основали ЕЭК ГРЕС Аксу и разрез “Восточный”, ферросплавный завод Аксу, АО “Алюминий Казахстана”. Но самым любимым местом для нескольких поколений павлодарцев стала турбаза “Баянаул”, который основал краевед и фотохудожник И.В.Лагутин.
     Если взглянуть на Жасыбай с высоты птичьего полета, можно убедиться, насколько вырос некогда полузаброшенный край. Сегодня здесь расположены ведомственные и частные гостиницы санаторного типа, доступные каждому приезжающему, дома отдыха высшей категории, кемпинги, семейные коттеджи.
     На берегу озера – ухоженные пляжи, а для любителей поплескаться в воде – катамараны, лодки, душевые, пляжная мебель, специальное водное ограждение для детей.
     Несколько танцевальных площадок украсят вечерний досуг, а рядом расположены аттракционы для детей и взрослых. Залы компьютерных игр, спутниковое телевидение, Интернет-кафе дополнят образ современного курортного центра, каким незаметно стал в первые годы нового века Баянаул.
     Отделение почтовой и мобильной международной спутниковой связи навсегда привязала древнюю землю со всем миром.
Минифотолаборатория изготовит для туристов любую памятную продукцию – от простого фотоснимка до буклета. И каждый сможет увезти домой небольшую долю восторга и радости, которую подарил ему Баянаул.
     Лица людей баянаульской земли, их быт и привычные глазу пейзажи – это духовные и нравственные знаки в культуре народов Казахстана. Древние традиции и обычаи до нынешнего времени диктуют свои коренные установки на жизнь общества. Поэтому так уважают и почитают этот край. Рожденные на Жасыбае люди просты и необычны – их открытость, гостеприимство, доброжелательность стали за многие годы почти легендарными.
     А кумыс, настоянный на травах и цветах Баянаула со склонов гор, - тоже своеобразная легенда. В отличие от сказаний, он существует на самом деле и поражает каждого своим уникальным вкусом и качеством. Кто его пробовал – тот все поймет без лишних слов. А чтобы испить баянаульский кумыс, надо побывать в тамошних краях.
     Однако эмоции и чувства должны сопровождаться и фактами. Их в истории баянаульского края также немало.
     Баянаульский район – один из крупнейших в Павлодарской области. Площадь района составляет 18,5 тысяч квадратных километров.
     В настоящее время здесь действуют пять Домов культурыю 27 библиотек, мезеи академика К.И.Сатпаева, поэта С.Торайгырова, просветителя М.Ж.Копеева. Из 35 общеобразовательных школ: 11 начальных, 3 основных, 21 средняя. В районе есть музыкальная школа имени Жаяу Мусы и детско-юношеская спортивная школа.
     В административном центре района находятся автотранспортное предприятие, два эксплуатационных дорожных участка, учреждения культуры, связи, здравоохранения, почты, социальной занятости, экологии, внутренних дел, торговли и другие организации.
     В Павлодарской области Баянаул занимает большое пространство, именуемое Баянаульским горным массивом. В большой Казахской степи – это один из уникальных уголков природы. Достаточно сказать, что в Красную книгу Казахстана из растительности занесены шиповник Павлова, ольха черная, радиола розовая, адонис весенний. Из млекопитающих – горный архар, из птиц – беркут, могильник, сокол, филин, кудрявый пеликан, лебедь - кликун, журавль - красавка.
     История края уходит в столь древние времена, что трудно рассказать о ней в подробностях. Однако мы знаем, что именно это место всегда играло заметную роль в развитии и становлении Казахстана как государства.
     Восемнадцатый век вошел в историю казахского народа как годы великого бедствия. Джунгарские воинственные племена буквально атаковали мирных кочевников, надеясь на их разобщенность и миролюбилие. В 1723 году семьдесят тысяч джунгаров вторглись на территорию казахов. Этот год был временем джута, поэтому нашествие оказалось особенно жестоким.
     Уже в 1725 году народ и его правители поняли: надеяться нужно только на себя. Началась беспримерная битва, которая ознаменовалась в 1733 году сражением в местности между рекой Оленты и горами Ерейментау. По традиции, оно началось с поединка батыров противоборствующих сторон. Казахский воин Абульмансур, внук султана Аблая, поразил противника и тем самым определил исход сражения. Это был будущий Аблай-хан, ставший впоследствии вершителем судьбы свего народа.
     Однако джунгарское нашествие на этом не прекратилось, и еще многие годы народ казахской степи вел битвы с захватчиками. В сороковых годах восемнадцатого века джунгары вновь вторглись на земли казахских племн. Каждый знает, что и на склонах Баянаульских гор народ сражался с врагами, и имя батыра Жасыбая увековечено в названии озера (которое прежде именовалось Шоинколь).
     Батыра Олжабая, возглавившего в те годы освободительную борьбу, народ занес в свою память: известны камень на берегу озера, где батыр отдыхал, горный перевал, названный его именем, место стоянки его воинов. Потомок Олжабая – академик А.Маргулан – с глубоким уважением и почитанием отзывался об этом борце за свободу, говоря о том, что традиция свободолюбия и независимости проявляется в нраве казахского народа именно благодаря таким героям.
     После джунгарского нашествия прошли годы, но судьба Баянаула не стала безмятежной и простой.
     14 февраля 1826 года Российская сибирская администрация после настойчивых ходатайств общественному деятелю Шон – би предложила “Тортульскому союзу” создать самостоятельный округ. В этом же году на берегу озера Сабындыколь, у подножья Акбет – тау, по указу императора Александра 1 была основана казачья станица – Баянаул.
     В марте 1833 года, согласно официальному положению Сибирского комитета об открытии двух округов, Баянаул стал центром обширного внешнего округа, в который вошли территории нынешних Баянаульского, Екибастузского, Майского, Актогайского, Аксуского и части Иртышского районов области.
     В 1920 году в Баянауле насчитывалось 319 дворов с 1620 жителями. В нем были православная церковь, приходское училище, мечеть, три медресе, почта – телеграф, лазарет на 12 коек, провиантский магазин, несколько купеческих лавок.
     На 1 января 1927 года население Баянаула достигло 1.807 человек, а число семей – 387. В 1927 году Баянаульский сельский Совет объединял семь населенных пунктов: Екибастуз, хутора Шалкар, Саржапрак, Егиндыбулак, села Прилесное, Алексеевка и Баянаул.
     В 1928 году был образован Баянаульский район, который вошел в состав Павлодарского округа.
     В 1933 – 1937 годах в районном центре была открыта школа – интернат на 280 мест. Работала мельница с паровым двигателем мощностью в десять лошадиных сил.
     В 1942 году, в период уборки урожая Баянаульский район занял первое место в Павлодарской области, досрочно выполнив план сдачи зерна государству.
     В 1970 году в районе создаются первые овцеводческие комсомольско–молодежные бригады.
    В 1985 году на территории Баянаула был создан первый в Республике государственный национальный природный парк площадью в 49 тысяч гектаров, призванный сберечь все уникальное богатство флоры и фауны заповедного уголка.
     Прошли века, но по-прежнему это место остается одним из главных центров культурной и духовной жизни Павлодарского Прииртышья. В настоящее время заповедная зона Баянаула – источник радости для многих не только коренных павлодарцев, но и гостей из ближнего и дальнего зарубежья. Десятки иностранцев выбирают для отдыха именно эти горы. Американцы, немцы, англичане, французы – нередкие гости в них. Это говорит о том, что Баянаул становится заметным центром туризма международного уровня
     Фотохудожники Павлодара познакомили весь мир с красотой заповедного края. В Берлине прошла фотовыставка “Баянаул – край легенд” Александра Пархоменко, павлодарского фотографа. Книга отзывов поведала о том, насколько неожиданным стало для Европы открытие Баянаула.
     Этот фотоальбом о Баянауле, рассказывающий о жизни, природе, людях, событиях края. Но, пока вы сами не увидите богатство этой земли своими глазами, старания художников не оправдают себя.
     По крайне мере, они попытались приоткрыть для вас необыкновенный, удивительный мир баянаульского края. Она ждет вас в гости и подарит вам необычайную мелодию своей красоты.


 

Выберите регион или город:

Бронирование гостиниц

Бронирование

Город Гости
Заезд