Прошлое с блестящим будущим

Если вы случайно попадете на это место, вряд ли у вас возникнут мысли о том, что тысячу лет назад здесь жили люди, обжигали кирпичи, строили из них жилища, занимались земледелием...
О том, что это памятник, подтверждающий существование ранней жизни на территории нынешней столицы Казахстана, не сообщит ни билборд, ни забор. Их просто нет. Находясь в центре стертого временем города, вы почувствуете теплый насыщенный степной запах, увидите неровности на земной поверхности, заросшее камышом озеро. Ваше внимание отвлечет сверкающая новостройками на горизонте Астана. И совсем не удивительно, что жители поселка Ильинки, расположенного вблизи, пасут здесь скот, что экскаваторы вывозят землю, поднятую археологами во время раскопок, на строительство коттеджей, что здесь делают засады охотники. Возможно, вы даже поднимите одну из гильз и попробуете сделать вывод, в каком году она была здесь оставлена. Но все это произойдет в том случае, если вы найдете дорогу до этого места. Она отсутствует.

Меж Ишимом и Нурой
Есть петляющая проселочная дорога, по которой после дождя не всякая машина проедет. В солнечный сухой день наш автобус застрял на этом пути. Но не сильно. Команда пассажиров с ним справилась. Своими силами вытолкали автобус из грязи. В скором будущем, вероятно, все будет не так. Может, и общественный транспорт сюда будет ходить, доставляя туристов. Ведь здесь, за озером, пройдет внешнее объездное кольцо столицы. А если учесть, что территория памятника оказалась на главной оси города, "оси тысячелетия", на одной оси с Байтереком и Ак-Ордой, то можно предположить, что у памятника блестящее будущее. До него просто еще не дошли.
Площадь Бозока — более 30 гектаров. Здесь археологами открыты поселения эпохи бронзы, стоянка каменного века, пять казахских зимовок с надворными постройками, колодцами, памятники средневекового земледелия в виде сети оросительных каналов, валов и огородов. Естественно, посетив сегодня историческую землю, вы без экскурсовода ничего из этого не увидите. Монументальные сооружения в степных городах не возводились. А все, что возводилось, под воздействием времени, погоды и людей развалилось. Затерянность городища среди болот спасла его от распашек в период освоения целинных земель, однако долговечные кирпичные строения были разобраны первоцелинниками на строительный материал.

От каганата до ханства
Более 1000 лет назад первые племена кочевников, говорящих на тюркских языках, пересекли Иртыш из Центральной Азии и появились здесь, в степях приишимья. Это одна из первых ставок древних кочевников. Такой вывод историкам позволяет сделать тот факт, что именно кипчаки являлись основными жителями центральной части Казахстана в средние века. Это резиденция кипчакского вождя или хана. Материалы памятника отражают историю четырех государств, которые существовали здесь в средние века, начиная от древнетюркского каганата до казахского ханства. Предметы, найденные на месте городища, дают основание говорить о том, как долго шла здесь жизнь, в какой форме она существовала и какие этапы проходила.

Ставка древности
— Памятник расположен на наиболее возвышенной части вокруг озера, — говорит директор НИИ археологии им. К.А. Акишева Евразийского национального университета Марал Хабдулина.
— Интересно, что они выбрали болотистое место для своего поселения в то время, когда можно было поставить город на высоких берегах Ишима. Вероятно, здесь сыграла роль возможность огородиться естественными рубежами — болотами, которые окружают всю территорию. Вся левая пойма Ишима болотистая, а это единственное возвышенное место. Городище состоит из нескольких частей. Мы раскопали средневековые дома двух типов: земляночного и наземного. За десять лет обнаружили основания (фундаменты) пяти мавзолеев, в которых находятся первые мусульманские погребения на территории центральной части Казахстана. Мы изучили архитектуру оборонительных укреплений. Самое интересное, что вокруг руин этого городища располагается ирригационная планировка: огороды, арыки, которые занимают довольно большую площадь. Вода подавалась из озера Бузукты. Она шла по каналам. Вероятно, население, которое здесь обитало какое-то время между VII и XVII веками, занималось земледелием. Эти огороды, в принципе, хорошо фиксируются на современной поверхности. Интересной является сама архитектура домов. Их стены были сложены из кирпича, обожженного и необожженного. Естественно, за тысячу лет все это обвалилось. Археологи в своих исследованиях находят только то, что фиксируется в разрезах, по вертикальной и горизонтальной стратиграфии. Дома были многокомнатные. Каждый отдельный дом имел по две, три, четыре комнаты. В комнатах были суфы, характерные для городов Великого шелкового пути. Эти дома относятся ко времени Золотой Орды, когда центральная часть Казахстана входила в состав Золотой Орды, улуса Джучи, в XIII- XIV века. Естественно, что культура была одинаковой на всей территории Орды, независимо от того, где это находилось, в центральной части, в Поволжье, на юге Казахстана или в Средней Азии. Везде были суфы - небольшие пристенные камины, выложенные из обожженного кирпича. Возле каминов мы обнаружили фрагменты посуды, железные ножи. В одном из домов была найдена свинцовая весовая гирька, которой, вероятно, отмеряли стоимость. Наверное, смысл появления данного памятника именно здесь, в верховьях Ишима, заключается еще в следующем: во-первых, это самый центр степной части Евразии, вовторых, здесь через брод Караоткель по Нуре можно было контролировать караванные пути, и, втретьих, сам памятник расположен на самом коротком расстоянии между двумя реками — Ишимом и Нурой.

Волевая всадница
Я взяла в руки два необычных браслета. Созданы они были столетия назад средневековым мастером. Веками эти украшения лежали под землей на руках умершей женщины. Но время не оставило на них следов. Сегодня экспонаты могут дать ученым ценную информацию. Как сказали археологи, браслеты являются датирующими. Вся поверхность браслетов орнаментирована. Именно такие украшения (в науке их называют "серебряные браслеты с львиноголовыми окончаниями") были самыми модными у женщин Золотой Орды. А носили их в период между XIII до XV веком. Причем встречались они и в Крыму, и на дальнем востоке, и в Поволжье.
Рядом с хозяйкой браслетов были найдены и другие вещи: железная пика длиной 50 сантиметров, железный кинжал, в ногах лежали железные удила. Ее рука закрывала серебряную чашу. В ушах были серьги. На шее — нитка бус. Около головы археологи обнаружили 450 усохших жемчужин. Женщина была похоронена в деревянном гробу. Его остатки удалось зафиксировать. Скелет лежал головой на север. Это не мусульманский вариант захоронения. (У мусульман требуется погребение головой на запад.) Череп был отправлен в Москву в Институт антропологии и этнографии. Там ученые и реконструировали облик средневековой всадницы. Шлемовидный головной убор был восстановлен по данным из письменных источников (называется он "бокка").
По словам антропологов, черепная кость женщины очень толстая, особенно с затылочной стороны. Это один из признаков монголоидной расы. Нос был маленький, а нижняя часть лица грубоватая, волевая.
Всего на городище Бозок археологи откопали свыше 60 могил. Часть захоронений были осуществлены по мусульманским обычаям. Другая часть — в деревянных гробах. Все скелеты сданы на анализ в московский институт. По словам сотрудников НИИ археологии им. К.А. Акишева, одной из проблем, вызывающих большой интерес, является вопрос соотношения живших здесь кипчаков, пришедших сюда монголов, влияния культур этих двух этносов друг на друга. Массовый антропологический материал поможет в этом разобраться.

Спасительное обещание
Третью часть памятника археологи оставили нетронутой для будущих специалистов. Через десятилетия появятся новые методы работы на археологических объектах, новая техника. Поэтому всего о Бозоке знать мы не можем. Самая большая задача, которую ставят сегодня археологи относительно городища — огородить территорию, чтобы по памятнику не ездили, не пасли здесь скот. А далее — интересные планы, похожие на мечту: построить в натуральную величину дома, которые обнаружили во время раскопок, со всеми суфами, каминами, очагами, один из кварталов, крепостные стены, минарет... У института уже есть концепция создания заповедника. На самом памятнике строить нельзя, поэтому планируется возвести музей на противоположном берегу озера Бузукты.
После смерти К. Акишева Марал Хабдулина обращалась ко многим акимам, приходившим к власти, с просьбой уделить внимание Бозоку, помочь сберечь историю. Все эти годы на подобные мероприятия у столицы времени не находилось. Единственный шаг навстречу был осуществлен архитекторами, которые занесли территорию Бозока на генплан Астаны как территорию будущего заповедника.


Из концепции создания Государственного учреждения "Национальный историко-культурный и природно-ландшафтный парк "Бозок":
"Задачи Национального историко-культурного и природно-ландшафтного парка "Бозок":
• сохранение исторической зоны Астаны в его естественном состоянии; возрождение национального достояния;
• охрана и изучение природного и культурного наследия; музеефикация и консервация строений городища Бозок;
• дальнейшее комплексное изучение разновозрастных археолого-этнографических памятников окрестностей Астаны;
• создание особого интеллектуального и культурного пространства Астаны с целью формирования привлекательного имиджа молодой столицы Казахстана;
• создание интересного туристического и культурно-просветительского учреждения; сохранение, исследование и пропаганда истории и культуры Астаны и Центрального Казахстана

Автор: Ольга Антонова
Источник: LodeStar.kz
 

Выберите регион или город:

Бронирование гостиниц

Бронирование

Город Гости
Заезд