Арал возвращается к жизни.

На казахстанской части Аральского моря большие перемены. С каждым днем все прибывает воды в море – и хорошего настроения у рыбаков. В Аральске опять строят лодки. И ждут, когда вода будет плескаться у старых портовых доков. Два года назад, чтобы спасти хотя бы часть Арала, была построена Кокаральская плотина. Сегодня можно сказать, что идея была просто гениальной. Дамба заработала в августе прошлого года. Девять ее шлюзов регулируют объем воды, поступающей из Сырдарьи. Излишки сбрасываются в южную часть моря. Над проектом работали ученые из разных стран и организаций мира, включая НАТО, ООН и Всемирный банк, потрачено 86 миллионов долларов. Мы специально отправились посмотреть, с пользой ли были потрачены деньги.

Плотина впечатляет. Возле нее плещется настоящее море – то самое, о котором в мире уже было забыли, полагая, что его больше нет. Его слегка подсоленная вода выбрасывает на берег живые ракушки, здесь живут стаи пеликанов, и чайки носятся над головами.

Здесь настоящий Арал! Море, которого сегодня так ждут. И, по словам местных жителей, вода прибывает стремительно. Например, за один день море придвинулось к прежнему берегу сразу на полкилометра!

По задумке специалистов и ученых вода должна постепенно вернуться туда, откуда ушла, и море займет свои прежние очертания. Таким образом, Казахстан пытается спасти свою часть моря – Малый (северный) Арал.

И это сбывается. По словам замакима Аральского района Кызылординской области Габита Оспанова, в регионе возрождается рыболовство. Рыбаки становятся зажиточными. Строят новые дома, пересаживаются с мотоциклов на УАЗы, меняют в домах обстановку, ставят спутниковые антенны. Да и свадьбы стали частым явлением в рыбацких поселках. И действительно: уже не нужно ехать к морю за 200 километров – оно уже плещется почти у самых рыбацких поселков. В Приаралье вернулись рыбаки, которые некогда отправились искать лучшей доли на Капшагай, Балхаш, Каспий.

Как приспособились люди жить без воды? Работают гидами, переводчиками, селят в своих домах тех, кто желает поближе узнать быт казахского народа. Но вместе с тем люди научились и брать деньги за то, что позируют фотографам.

Однажды мы приехали в рыбацкий поселок Тастубек в надежде увидеть, как рыбаки ловят камбалу, которая водится только здесь. Один из рыбаков объяснил, что лова рыбы еще нет – рано, но нам они согласны позировать за деньги. Это у них что-то вроде приработка.

Камбала – это отдельная страница в истории Аральского моря. Когда вода стала уходить и море стало критически соленым, ушла вся рыба, кроме камбалы. Для нее сильно соленая вода – идеальное условие существования.

В свое время камбалу Глосса выпустили в Арал, да и забыли. А потом оказалось, что, кроме камбалы, и ловить больше нечего. Но была одна проблема: аральские рыбаки не умели хитрую камбалу ловить, не было у них ни сетей, ни оборудования.

Тогда технолог "Аралрыбпрома" Акшабак Батимова привлекла в регион специалистов из Дании. Они не только научили аральцев ловить камбалу, но и как ее сохранить, готовить и где искать рынки сбыта, снабдили холодильниками, специальными сетями и даже… формой. Сейчас в Аральске работает завод по переработке камбалы. Его продукция отправляется на экспорт в города России и Украины.

Акшабак Батимова стала лидером, который организовал рыбацкие кооперативы и общественное объединение "Арал тенизи". Сейчас она пытается учредить ТОО по переработке рыбной продукции. В Приаралье ждут, когда на воду выйдут не только маленькие рыбацкие лодки, но сейнеры и катера. И уйдет в прошлое кладбище кораблей, фотографии которого давно обошли весь мир, – символ экологической катастрофы. Наверное, это и правильно, обновленному морю – новые корабли. Правда, если кладбище кораблей исчезнет, то жителям Аральска некуда будет водить туристов за деньги. Зато, может, появятся другие достопримечательности, куда более приятные – бухты, рыбные ресторанчики и прогулочные катера.

Выберите регион или город:

Бронирование гостиниц

Бронирование

Город Гости
Заезд