Генеральная ассамблея ЮНВТО 2009

ОБЗОР ИНИЦИАТИВЫ ПО ШЕЛКОВОМУ ПУТИ

ВВЕДЕНИЕ
1. Древняя сеть дорог, раскинувшаяся примерно на 12 000 километров между Азией, Ближним Востоком и Европой, известная как «Большой Шелковый Путь»1, служила, одновременно, торговым и коммерческим целям, а также мостом для религиозных, философских и культурных обменов. ЮНВТО, в содружестве со своими внешними партнерами, такими как ПРООН и ЮНЕСКО, разработала инициативу по Шелковому пути, отправной точкой которой стала Самаркандская декларация по туризму на Шелковом пути, принятая в 1994 году 19 странами-участниками, чтобы использовать ее в качестве современного инструмента развития, продвижения туризма и расширения сотрудничества в этой области. Учитывая тот факт, что ЮНВТО проводит свою восемнадцатую сессии в Казахстане, расположенном в самом сердце древнего, Великого Шелкового пути, было принято решено провести обзор достигнутых успехов в развитии и продвижении туризма на Шелковом пути, определить существующие и потенциальные ограничения, и представить рабочие рекомендации, касающиеся ее  будущего развития.

УСПЕХИ ИНИЦИАТИВЫ ЮНВТО ПО ШЕЛКОВОМУ ПУТИ И ФАКТОРЫ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ ЕЕ РАСШИРЕНИЕ
2. За последние 15 лет ЮНВТО предприняла множество инициатив с разнообразными партнерами. Проводились конференции и семинары по Шелковому пути для самих стран на Шелковом пути, направляющих рынков, заинтересованных в турнаправлениях Шелкового пути, местных органов власти, например, мэров  культурных городов, туроператоров въездного и выездного туризма, находящихся как в самом регионе, так и вне его, воздушных перевозчиков и инвесторов.  Были приняты различные важные декларации (Самаркандская, 1994 г., Хивинская, 1999 г., Бухарская, 2002 г.), началась интенсивная мобилизация усилий,  поступила внешняя поддержка из многосторонних источников, таких как ПРООН и определенных донорских стран, например Японии, особенно для подготовки  информационно-пропагандистских материалов. Концепция и эмблема Шелкового пути, утвержденные в 1994 году, приобрели невероятную популярность среди  компаний государственного и частного секторов, которые охотно пользуются ссылкой на Шелковый путь в качестве эффективного инструмента своего маркетинга  и развития туризма.

Шелковый путь обладает огромным потенциалом. Многие из стран, расположенных на Шелковом пути, уже являются прочно установившимися туристскими  направлениями. Аналогичным образом, потенциальные рынки направляющих туристов стран, которые изначально идентифицировались как страны Западной  Европы и Северной Америки, изменились, и пополнились странами Центральной и Восточной Европы, Азии и Ближнего Востока в связи с растущим интересом туристов к новым турнаправлениям. И наконец, что самое главное, ускоренный рост экономики стран на Шелковом пути (например, Китай и страны Евразии) создает благоприятные условия для развития инициативы в будущем.

ОГРАНИЧЕНИЯ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ИНИЦИАТИВЫ В БУДУЩЕМ
4. Реальную озабоченность вызывают два недостатка в инициативе. Во-первых, нехватка инвестиций в общественную инфраструктуру (особенно в секторе наземного транспорта и в восстановлении культурных памятников), которые должны осуществляться в дополнение к усилиям частных компаний. Длительного успеха в инициативе по Шелковому пути можно добиться только в том случае, когда она станет моделью государственно-частного партнерства между международными организациями (ПРООН, ЮНЕСКО, ЮНВТО, Всемирным банком и другими финансовыми учреждениями, в частности АБР), центральными правительствами, местными органами власти и частным сектором.

5. Еще одно серьезное затруднение касается ограничений в выдаче визы и процедур, регулирующих облегчение путешествий по Шелковому пути, включая таможню, медицинские службы, формальности, обеспечивающие защиту и безопасность.

ПЕРСПЕКТИВЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
6. В рамках восемнадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ЮНВТО, 8 октября 2009 года, в Астане запланировано проведение заседания по Шелковому пути. Ожидается, что решения, которые предстоит принять совещанию, будут включать полезные рекомендации относительно будущего инициативы по Шелковому пути.

7. Первым приоритетом является возобновление усилий по популяризации туристических маршрутов по Шелковому пути среди профессиональных и туристических компаний и широких кругов общественности на основных направляющих рынках посредством создания брэнда Шелкового пути, проведения профессиональных рабочих семинаров и выпуска специальных публикаций. Использование Интернета позволит сделать более масштабной такую пропагандистскую деятельность.

8. Нельзя останавливаться на успехах, достигнутых в последнее время при поддержке как ПРООН, так и ЮНВТО с участием местных органов власти и в особенности мэров культурных городов. Многие из трудностей можно полностью или частично решить на местном уровне, и в принципе именно на этом уровне - уровне туристского направления - следует добиваться налаживания партнерских отношений между государственным и частным секторами, которые являются
ключом к расширению рамок инициативы.

9. Странам, расположенным на Шелковом пути, и представителям частного сектора рекомендуется представлять сведения о связях с Бюро по развитию туризма по Шелковому пути в Самарканде и распространять информацию о достопримечательностях и туристских продуктах Шелкового пути.

10. Важно также поощрять более широкое сотрудничество в рамках инициативы Шелкового пути с заинтересованными международными организациями, особенно в системе ООН. В этом отношении, интересные возможности появляются в связи с назначением одновременно нового Генерального директора ЮНЕСКО и нового Генерального секретаря ЮНВТО.

11. И, наконец, в целях изучения инициатив по упрощению процедур пересечения границ, предлагается создать рабочую группу с участием представителей НТА и министерств иностранных дел стран на Шелковом пути для практического обсуждения этого вопроса.


П Р И Л О Ж Е Н И Е
АСТАНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

Собравшись в Астане (Казахстан), стране, расположенной на пересечении исторических и легендарных дорог Шелкового пути, представители стран, принимающих участие в восемнадцатой сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации (ЮНВТО),

Ссылаясь на Устав Всемирной туристской организации и Всемирный этический кодекс туризма, в которых подчеркивается роль туризма как фактора обеспечения экономического и социального развития, а также как средства достижения мира, взаимопонимания, культурного обогащения и диалога между народами,

Осознавая исключительную ценность и разнообразие как природного, так и культурного туристского потенциала стран, расположенных на перекрестке древних Шелковых путей,

Подчеркивая важность инициативы Всемирной туристской организации и системы Организации Объединенных Наций, стремящихся вот уже пятнадцать лет восстановить древний Шелковый путь как опорную точку для развития туризма в бескрайнем регионе Евразии и Ближнего Востока,

Отмечая приверженность 24 стран принципам этой инициативы и призывая других заинтересованных членов ЮНВТО присоединиться к ней и внести в нее свой вклад,

Напоминая о Самаркандской (1994 г.), Хивинской (1999 г.) и Бухарской (2002 г.) декларациях, а также об итогах заседаний, организованных ЮНВТО по теме Шелкового пути в г. Шиань (Китай) в 1996 г., в Наре (Япония), Тегеране (Иран) и Стамбуле (Турция) в 1997 г., в Киото (Япония) и Алматы (Казахстан) в 1998 г., в Пекине (Китай) в 2003 г. и вновь в Алматы в 2008 г.,

Подчеркивая растущий интерес местных органов власти и, в особенности, представителей культурных и туристских городов, расположенных на Шелковом пути, о чем живо свидетельствует Форум мэров, прошедший в Алматы в сентябре 2008 года,

1. Выражают удовлетворение в связи с резонансом, который получила тема Шелкового пути как среди участников туристского процесса, так и представителей массовой информации и общества в целом;

2. Подчеркивают удивительную способность к росту и устойчивому развитию продуктов, основанных на культурном и экологическом богатстве объектов и достопримечательностей, разбросанных на древнейших Шелковых путях общей протяженностью 12 тысяч километров;

3. Обращают внимание правительств на препятствия, встающие на пути путешественников, желающих открыть для себя его богатство, связанные с визовыми и  другими административными процедурами, затрудняющими пересечение границ, и просят Генерального секретаря ЮНВТО предпринять все необходимые инициативы по консультации с заинтересованными администрациями соответствующих стран в отношении данного вопроса;

4. Призывают ЮНВТО продолжать свою поддержку в усилиях по продвижению, направленных на повышение статуса и позиционирование на рынке туристских направлений Шелкового пути среди профессионалов стран, направляющих туристов в эти турцентры;

5. Поддерживают инициативы, предпринимаемые муниципальными и местными органами власти, направленные на формирование на основе государственно-частного партнерства новых туристских достопримечательностей вокруг темы Шелкового пути;

6. Просят Генерального секретаря ЮНВТО а) повысить эффективность средств, которые использует Секретариат Организации в целях претворения в жизнь этой инициативы, b) усилить координацию с государствами-членами, с) пересмотреть соглашение о сотрудничестве с Офисом поддержки, открытым в Самарканде в 2004 году при содействии Узбекистана, в свете текущего процесса по пересмотру, касающегося всех внешних организаций ЮНВТО и в целях дальнейшего содействия инициативе по Шелковому пути;

7. Призывают учреждения и программы Организации Объединенных Наций, в особенности, Программу развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и ЮНЕСКО, которые уже в ряде случаев проявляли свои интерес к этой инициативе, усилить свою поддержку в сотрудничестве с ЮНВТО;

8. Принимает решение вновь вернуться к этой теме и обсудить достигнутый прогресс по случаю девятнадцатой Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации в 2011 году.

 

Выберите регион или город:

Бронирование гостиниц

Бронирование

Город Гости
Заезд